Работа с натуральной кожей (часть 2)

Вы здесь

В первой части статьи мы рассказали об основах домашнего рукоделия из натуральной кожи, привели описание наиболее распространенных способов ее чистки, затронули важные аспекты таких операций, как покраска, шерфование, сшивание и оплетка кожи, а также упомянули о специфике работы с некоторыми кожевенными инструментами.

Во второй части статьи речь пойдет о еще более интересных операциях и творческих приемах, применяемых при домашнем изготовлении изделий из натуральной кожи.

Плетение из натуральной кожи

Всевозможные косички и шнуры, сплетенные из полосок натуральной кожи, могут стать прекрасной основой для изготовления ремней, поясов, браслетов, ободков, ручек для сумок, а также послужить в качестве декоративных элементов для отделки различных изделий.

Существует масса способов как плоского, так и объемного плетения из различного количества полос. Поскольку на просторах интернета вы без труда можете найти подробное описание различных вариантов плетения с иллюстрациями и пошаговыми инструкциями, то мы не будем заострять внимание на каждом в отдельности, а приведем лишь общие рекомендации и опишем сопутствующие плетению операции.

Для плетения вам понадобятся полоски из мягкой эластичной кожи, которая не топорщится и не заламывается на изгибах. Материалом для нарезания полосок может служить любая достаточно гибкая и податливая кожа. Если необходимо тонкое плетение, а кожи подходящей толщины нет под рукой, то материал для полосок необходимо подвергнуть шерфованию – операции, которую мы достаточно подробно описали в первой части статьи.

Для нарезания ровных полосок одинаковой ширины из подходящего куска кожи удобнее всего использовать специальный инструмент ремнерез, или strap cutter. При наличии определенного навыка ровные полоски кожи можно также нарезать при помощи канцелярского ножа со сменными лезвиями и металлической линейки.

Если для нарезания более узких полосок вы намерены использовать ремень или похожий по форме кусок кожи, то процесс плетения можно значительно упростить, оставив один конец куска на 2-3см неразрезанным. Если же плетение будет производиться из отдельных полосок, то каждую из них перед началом процесса плетения для удобства имеет смысл прибить к верстаку или рабочей столешнице сапожными гвоздями. Может случиться так, что полоски окажутся для этого слишком тонкими или узкими, тогда перед началом плетения лучшим решением будет связать их между собой в пучок.

Плести необходимо без чрезмерных усилий, но как можно плотнее, поскольку плотное плетение в меньшей степени подвержено различным деформациям в процессе пользования изделием. По окончание плетения нужно слегка пройтись по сплетенным полоскам сапожным молотком и немного растянуть всю конструкцию руками для разглаживания неровностей и лучшей усадки кожи.

Плоское плетение обычно применяется мастерами при штучном производстве всевозможных поясов, браслетов, часовых ремешков, шейных украшений, гребешков и заколок для волос, а также особо прочных лямок и ручек для сумок. Для плоского плетения можно использовать любое количество полосок кожи, однако не следует сразу начинать со сложных многопетлевых конструкций. Пожалуй, самый простой и доступный вариант плоского плетения, с которого можно начинать выработку навыка – это знакомая практически каждому классическая женская коса из 3-х полос.

Круглым, или объемным плетением, можно изготовить еще более интересные браслеты и шейные украшения, шнурки и ремешки для кисетов, шлевки для сумок, ручки, пояса и многое другое. Круглое плетение имеет ключевое отличие от плоского в том, что производится лишь из четного количества полос.

В процессе сплетения полосок кожи нужно внимательно следить за равномерностью плетения по всей его длине. Если по окончание процесса вы, все же, не удовлетворены неравномерной плотностью получившийся конструкции, то необходимо временно связать концы плетения вместе, а затем с разумным усилием при помощи скалки или валька раскатывать его со всех сторон на твердой плоской поверхности до тех пор, пока рисунок и структура плетения не станут более равномерными. Ручки сумок и лямки рюкзаков перед интеграцией в изделие имеет смысл проверить не только на плотность и равномерность, но и устроить им тест на прочность под нагрузкой, имитирующей эксплуатацию в реальных условиях.

Плетение может иметь лицевую, бахтармяную или смешанную фактуру используемой кожи и быть одноцветным, двуцветным или многоцветным. От выбора цветовой и фактурной гаммы полосок, а также от способа плетения зависит то, какими будут цвет и структура сплетенной конструкции. Поскольку в большинстве случаев плетение является самодостаточным декоративным элементом, то многие мастера предпочитают делать его именно одноцветным, что никак не мешает вам экспериментировать, пробуя различные комбинации с введением дополнительных цветов для расстановки акцентов или выделения стилистических контрастов. По большому счету, число всевозможных цветовых комбинаций в составе плетения ограничено лишь вашей фантазией и разнообразием оттенков используемых полосок кожи.

Однако, подытоживая этот краткий экскурс по основам плетения, мы, все же, хотели бы дать вам напутствие от профессиональных мастеров: применяя плетение из натуральной кожи в качестве функционального или декоративного элемента оформления ваших авторских изделий, не увлекайтесь чрезмерным использованием кожи слишком ярких цветов, поскольку сочетание спокойных и похожих между собой оттенков в составе плетения выглядит куда более интересно, гармонично и стильно, нежели нечто многоцветное, кричащее и чересчур контрастное.

Влажная обтяжка натуральной кожей

Натуральная кожа является эластичным материалом, подверженным различным упругим и неупругим деформациям. Некоторые разновидности кожи при увлажнении могут принимать заданную форму, а после высыхания сохранять ее на протяжении достаточно долгого времени. Эти свойства кожи определенных видов выделки часто используются мастерами для изготовления изделий методом влажной обтяжки.

Основа для формовки натуральной кожи может быть временной или постоянной. В первом случае после полного высыхания изделия основа удаляется, а во втором – служит каркасом композиции и является ее неотъемлемой частью.

При изготовлении изделий на дому в роли временной основы для будущей композиции чаще всего выступают всевозможные вазы, баночки, бутылочки и коробочки. По большому счету, форма основы может быть произвольной, однако при использовании временной конструкции для обтяжки или формовки необходимо учитывать два ключевых фактора: возможность недеструктивного отделения изделия от основы и способность выбранной кожи сохранять жесткость, прочность и заданную форму после высыхания. Такими качествами обладают некоторые разновидности шорно-седельной кожи, сыромять, а также кожа растительного дубления. В частности, очень интересные эффекты можно получить при использовании неокрашенной шорно-седельной юфти, которую мастера обычно декорируют перфорацией, выжиганием, резьбой, тиснением, оплеткой и различными накладными элементами.

После того, как вы произвели все требуемые измерения, необходимо сделать выкройку в масштабе 1:1 из бумаги или куска подходящего материала. Именно по ней вы будете вырезать чистовую заготовку из выбранного куска кожи с учетом всех припусков и складок после финальной подгонки. На вырезанной заготовке сначала выполняется перфорация или штампование, а затем увлажненная заготовка натягивается на основу. Все места сужения и перегибы нужно плотно зафиксировать при помощи резиновой ленты и оставить изделие сушиться.

Сушку изделий можно осуществлять естественным путем в закрытом помещении при комнатной температуре или на открытом воздухе в теплую сухую погоду, а также ускоренным термическим способом в духовке, на радиаторе отопления или при помощи фена. Помните, что под воздействием высокой температуры влажная натуральная кожа становится более твердой после высыхания, однако в данном случае этот недостаток оборачивается достоинством, помогая придать дополнительную жесткость всей конструкции. Применяя термические методы сушки изделий, необходимо принимать во внимание то, что многие разновидности натуральной кожи под воздействием высокой температуры безвозвратно темнеют. Вне зависимости от разновидности и типа выделки кожи необходимо постоянно контролировать весь процесс сушки изделий и тщательно следить за тем, чтобы кожа не пересохла и не начала растрескиваться от чрезмерного или слишком интенсивного высыхания.

После того, как кожа высохнет, основу можно будет аккуратно удалить и приступить к окончательному оформлению изделия. Такая последовательность действий не является обязательной, поскольку стадия окончательного оформления композиции нередко предшествует удалению временной основы. По задумке мастера финальное обработка изделия может вовсе отсутствовать, состоять из множества различных художественных приемов работы с кожей, либо быть совершенно незаметной с первого взгляда, но весьма гармоничной, уместной и выгодно подчеркивающей общий стиль композиции при ближайшем рассмотрении.

После завершения всех художественных манипуляций необходимо окончательно закрепить форму изделия: подклеить все складки и припуски, зафиксировать узкие места декоративным ремешком или сделать из него оплетку по заранее выбитой перфорации, а также в случае необходимости приклеить дно из толстой кожи для придания изделию дополнительной устойчивости. Порой бывает целесообразным после всех проделанных операций аккуратно обработать изделие кремом, жидким кондиционером или легкой жировой пропиткой для натуральной кожи во избежание растрескивания ее лицевой поверхности.

Вполне очевидно, что при использовании временной основы лучше всего получается изготовить изделия, имеющие свободный внутренний объем – различные вазы, кашпо, подставки, пеналы и футляры. В случае с постоянной основой форма изделия может быть совершенно произвольной, что открывает мастеру еще больший творческий простор: для обтяжки можно использовать практически любой каркас, не ограничивая себя в применении технических и художественных приемов оформления изделий.

Увлажнение натуральной кожи нередко используется мастерами с целью ее последующей растяжки. Для этого кусок кожи необходимо размочить в чистой теплой воде, затем разложить его на ровной гладкой поверхности и с усилием разглаживать ладонями от центра к краям, прикладывая больше усилий в направлении, в котором нужно растянуть кожу. Если существует необходимость максимального растягивания произвольного куска натуральной кожи, то разглаживание и натягивание кожи лучше производить на деревянной поверхности, в конце прикрепив края куска к основанию канцелярскими кнопками или гвоздями. Также для раскатывания влажного куска кожи с целью максимального увеличения его размера хорошо подходят различные валики из плотной резины. По окончание процесса раскатывания и закрепления кожу нужно оставить сушиться на основании до полного высыхания в естественных условиях. Поскольку после высыхания практически вся натуральная кожа становится более жесткой, то перед дальнейшим использованием имеет смысл протереть ее лицевую сторону подходящим кремом, жировой пропиткой или глицерином.

Термическая обработка натуральной кожи

Натуральную кожу можно подвергать различным видам термической обработки для получения интересных художественных эффектов. В результате такой обработки кожа обычно меняет свою форму, жесткость и цвет. Эта особенность натуральной кожи активно используется мастерами при изготовлении и декорировании различных изделий.

Одним из наиболее простых примеров термической обработки натуральной кожи является «жареная пуговица». Для ее получения необходимо вырезать несколько кружочков различного диаметра из достаточно жесткой кожи и уложить их бахтармяной стороной вниз на нагретую чугунную сковородку или конфорку электроплиты. Через некоторое время кружочки кожи начнут равномерно выгибаться вверх в направлении их лицевой стороны. В результате вы получите несколько выпуклых кожаных пуговиц, которые затвердеют и будут сохранять свою форму после остывания. Такие пуговицы можно использовать по прямому назначению, либо в качестве декоративных элементов, облагородив их по краю полоской кожи, контрастным шнурком или оставив как есть. Из поджаренных кожаных пуговиц разнообразных форм и цветов можно выложить и весьма интересный выпуклый орнамент на манер мозаики.

Корифеи домашнего рукоделия нередко пользуются термообработкой при изготовлении различных сувениров, например, цветов из натуральной кожи. Для этого листья и лепестки цветов вырезаются по желаемым выкройкам и слегка поджариваются, а сердцевины изготавливаются из уже упомянутых «жареных пуговиц». В процессе термической обработки лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Нужно внимательно следить за тем, чтобы кожа не поджаривалась сверх необходимого, иначе ее края обуглятся, а деталь безвозвратно сожмется. Иногда в таких случаях заготовку удается спасти, сточив обугленные края надфилем или наждачной бумагой.

Предельно аккуратным нужно быть при поджаривании натуральной кожи светлых тонов, поскольку она довольно быстро темнеет, особенно к краям. Однако, этот недостаток можно использовать в качестве художественного приема для придания изделию особых акцентов.

Для термической обработки натуральной кожи можно также использовать пламя свечи, спиртовой горелки или сухого горючего. В отдельных случаях такой способ оказывается более удобным, например, когда необходимо обработать лишь часть детали. Заготовку обычно берут пинцетом и помещают над пламенем тот участок, который должен стать выпуклым. Держать нужно до тех пор, пока участок или вся деталь не примут желаемую форму. Таким же образом при помощи не очень интенсивного пламени можно обрабатывать края кожаных деталей по всему периметру. При термической обработке натуральной кожи подобным способом необходимо быть крайне аккуратным и внимательно следить за тем, чтобы не закоптить и не прожечь деталь.

Выжигание по натуральной коже

Выжигание по коже выполняется при помощи обычного электровыжигательного аппарата. Возможно, у вас в подвале, гараже или на чердаке завалялся аппарат для выжигания по дереву «Дымок» с регулировкой степени накала жала, который был популярен среди школьников во времена СССР. Если нет, то не расстраивайтесь, поскольку в наши дни в продаже без труда можно найти гораздо более продвинутые и функциональные аппараты за вполне разумные деньги.

Как показывает практика, орнаменты и надписи, выполненные техникой выжигания, лучше всего смотрятся на натуральной коже светлых тонов. По видам выделки кожи особых предпочтений или ограничений нет, и в процессе экспериментов вы сами сможете подобрать ту кожу, которая придется вам по вкусу больше остальных. Однако, если вы еще не обладаете достаточным опытом в выжигании, не стоит брать для обучения данной технике слишком тонкую кожу, поскольку велик риск закончить эксперименты множеством прожженных отверстий и в итоге отказаться от этой затеи, так и не получив необходимых навыков. Поэтому для набивания руки мы рекомендуем запастись ненужными кусками достаточно толстой кожи: риска прожечь ее насквозь из-за недостатка опыта значительно меньше, а шансов прочувствовать все тонкости процесса – больше. К тому же, накаленное жало электровыжигателя по поверхности толстой кожи движется гораздо легче.

Процесс выжигания нужно проводить спокойно, легко дотрагиваясь до поверхности кожи и плавно проводя жалом выжигателя по контурам предварительно нанесенного рисунка на манер карандаша или кисти. Главное, не задерживать накаленное жало на одном месте, поскольку, остановившись на несколько лишних мгновений, оно обязательно прожжет кожу. Сильно надавливать жалом на поверхность кожи также не нужно: даже если жало не прожжет кожу насквозь, то деформирует ее поверхность, либо оставит за собой слишком широкую линию. Безусловно, линии могут быть совершенно разными по ширине и интенсивности, но это должно зависеть исключительно от художественной составляющей рисунка, а не от ошибок мастера.

Каждую начатую линию следует проводить до конца, не отрывая жала от поверхности кожи и не перескакивая к другим линиям. Чтобы толщина и оттенок линий получались одинаковыми, жало нужно вести равномерно с очень легким нажимом, постоянным по всей протяженности линии. Если линия или кривая была выжжена недостаточно хорошо, то ее нужно повторно пройти жалом с меньшей степенью накала.

Исходя из приведенных выше рекомендаций становится очевидным, что в технике выжигания по коже проще всего выполнять различные надписи и контурные узоры без передачи оттенков и полутонов. Для получения полноцветных рисунков можно окрасить выполненные выжиганием орнаменты анилиновыми или любыми другими, но обязательно подходящими конкретной коже красителями. При этом следует помнить о том, что рисунки, выполненные различными поверхностными красителями, в отличие от узоров, выполненных в технике выжигания по коже, после высыхания зачастую нуждаются в дополнительной обработке специальными составами-фиксаторами. (продолжение следует)