Натуральная кожа для изготовления цветов

Натуральная кожа – совершенно уникальный , очень красивый и достаточно универсальный материал, подаренный нам самой природой. Из него издавна производится огромная масса изделий: мебель, одежда, обувь, обмундирование, амуниция, галантерея, аксессуары, различные предметы искусства и много чего еще.

Неудивительно, что натуральную кожу не обошли своим вниманием и люди, занимающиеся художественным творчеством рукоделием как на профессиональной, так и на любительской основе. Среди их изделий мы можем встретить совершенно необыкновенные и порой поражающие мастерством исполнения вещи: красочные панно, изящные вазы, оригинальные кашпо, затейливые плетения, эксклюзивные украшения, всевозможные именные подарки и даже карту мира из натуральной кожи.

В частности, очень красивыми и крайне необычными получаются существующие и вымышленные цветы из натуральной кожи: фантазия мастеров в этой области рукоделия воистину безгранична. И здесь самое главное, помимо наличия творческого воображения и навыков работы с материалом – умение правильно выбрать основу для будущего шедевра.

Какая натуральная кожа подходит для изготовления цветов

Для изготовления искусственных цветов может подойти практически любая качественная кожа как наиболее распространенных, так и экзотических животных: КРС, овечья, козлиная, а также кожа рыб, змей и прочих рептилий. Последние достаточно редки и довольно дороги, поэтому новичкам имеет смысл начинать свой творческий путь с выбора недорогих разновидностей материала.

Самой широкодоступной для художественных целей является кожа КРС, овец и коз. Далее мы вкратце Рассмотрим некоторые их разновидности, хорошо подходящие для изготовления цветов:

  • наппа – тонкая, мягкая, гладкая кожа из шкур телят. Бывает глянцевой и матовой. Обладает высокой эластичностью и податливостью, благодаря чему легко принимает нужную форму;
  • напплак – наппа с лаковым покрытием лицевой стороны, придающим коже защиту и дополнительный глянец;
  • шевро – тонкая кожа, выделанная из козлиных шкур. Крайне нежный, потрясающе мягкий и очень красивый материал. Обладает характерный морщинистой мереей, которая может стать основной изюминкой всей цветочной композиции.Поскольку шевро достаточно дорога, ее лучше использовать после наработки некоторого опыта и приобретения уверенных навыков в рукоделии;
  • шеврет – мягкая эластичная кожа небольшой толщины, выделываемая из шкур овец. Внешне и по некоторым свойствам напоминает кожу шевро;
  • шагрень – кожа, вырабатываемая из шкур куланов и лошадей. Материал пористый и достаточно грубый, поэтому больше подходит для изготовления стеблей и листьев, нежели бутонов и цветков;
  • лайка – в настоящее время вырабатывается из шкур ягнят и козлят. Она в высшей степени нежная, очень мягкая и потрясающе эластичная, благодаря чему хорошо сворачивается, отлично поддается деформационным воздействиям и легко принимает нужную форму;
  • замша – если речь идет именно о натуральной замше, то она вырабатывается жировым дублением исключительно из оленьих шкур, поэтому достаточно дорога. Ее непревзойденная эластичность и великолепная бархатистая поверхность с мелким ворсом позволяют создавать из нее подлинные цветочные шедевры;
  • велюр – чаще всего это спилок кожи КРС, обладающий двусторонним ворсом. Внешне данный материал очень похож на натуральную замшу, хотя он значительно дешевле и отличается основой, методом выделки и качественными характеристиками: велюр по многим потребительским параметрам уступает замше, однако в цветочном рукоделии это не имеет принципиального значения. Кроме кожи КРС велюр может быть получен также и из свиной кожи;
  • сафьян – тонкая прочная кожа из овечьих или козлиных шкур, обычно окрашиваемая в самые яркие цвета;
  • пергамент – разновидность сыромятной кожи, получаемой из шкур ягнят, козлят и телят. Из всех перечисленных видов кожи является самой тонкой, но при этом крайне прочной и очень эластичной.

Критерии выбора кожи для искусственных цветов

Прежде всего отметим, что опытные мастера, занимающиеся творческим рукоделием, не рекомендуют использовать бывшие в употреблении вещи в качестве донорского материала для будущих изделий: кожа после длительной носки зачастую загрязнена, растянута, деформирована, измята, покрыта трещинами и потертостями. Трудовые и финансовые затраты даже на частичное восстановления изношенной кожи могут превысить разумную планку при том, что успешный результат вовсе не гарантирован. Тем не менее, такой материал вполне может подойти для обучения мастерству и тренировки навыков: его, как правило, совсем не жалко и он совершенно бесплатный.

Современная натуральная кожа для пошива изделий, всегда доступная в розничной продаже в специализированных магазинах, имеет различную толщину в широком диапазоне значений, практические любые цвета окраски, разнообразие фактур, поверхностных рисунков и художественных эффектов. Все это придает творческому воображению дополнительный стимул и расширяет возможности мастера для создания необычайно красочных цветов с самой разнообразной палитрой оттенков.

Характеристики кожи для создания цветов

Не всякая натуральная кожа, какой бы красочной и привлекательной она ни была, подходит для изготовления искусственных цветов. В общем случае ее характеристики должны соответствовать приведенным ниже параметрам:

  • толщина от 0,3 до 1,0мм – при большей толщине материала цветки и бутоны получаются слишком грубыми и некрасивыми;
  • мягкость и эластичность – здесь необходимо ориентироваться на тактильные ощущения и визуальные впечатления от взаимодействия с кожей: чем она мягче и эластичней, тем проще с ней работать. Обратите внимание, что мягкость натуральной кожи не всегда напрямую зависит от ее толщины: иногда встречается довольно тонкая, но при этом жесткая кожа;
  • размер куска – на обратной (бахтармяной) стороне кожи производители часто ставят штамп с размером куска в квадратных дециметрах или квадратных футах. Для одного небольшого цветка в среднем понадобится кусок кожи площадью 6-10дм² (для сравнения лист формата А4 имеет площадь приблизительно 6дм² – из такого куска получится небольшой цветок);
  • окраска кожи – лучше всего сразу подыскивать кожу нужного цвета с промышленным сквозным (барабанным) окрашиванием, поскольку такой метод обеспечивает наилучшее качество, стойкость и долговечность цвета. Если же вы собрались перекрашивать выбранную вами кожу, то сначала удостоверьтесь, что она хорошо держит поверхностные красители, так как в домашних условиях вам не удастся произвести качественное окрашивание кожи иным способом, кроме как поверхностным.

Техники обработки кожи при изготовлении цветов

Если вы изучили некоторое количество руководств и пособий по рукоделию из натуральной кожи, то наверняка заметили, что разные мастера могут называть одну и ту же технику обработки по-разному. Этот момент не является принципиальным, поскольку из контекста всегда становится понятно, о какой именно технике идет речь.

Начнем с того, что большинство цветов и их отдельных частей в природе не плоские, а объемные, и при этом многие из них порой имеют очень сложную пространственную геометрию. Для реалистичной имитации, максимально приближенной к природному оригиналу, используют разные виды кожи с различной фактурой, прорисовывают жилки, делают фигурные вырезы, загибы, тиснение, волны и т.п. Рассмотрим подробнее две базовые, без овладения которыми изготовить кожаные цветы не получится.

Техника фиксации натуральной кожи

Натуральная кожа – упругий материал, поэтому как бы вы ее ни скручивали и ни деформировали (в разумных пределах), она всегда будет стремиться вернуться в исходное состояние. По этой причине в процессе работы она практически всегда нуждается в той или иной фиксации.

Для этих целей лучше всего подходит клей ПВА, разбавленный водой в пропорции приблизительно 1:1 до консистенции жидкой краски. Пропорция является приблизительной по причине того, что разные производители делают клей разной концентрации и консистенции.

Подготовленные для лепестков заготовки равномерно промазываются полученным раствором клея при помощи кисточки с бахтармяной стороны (или изнаночной, если обе стороны с бахтармой) и оставляются в естественных комнатных условиях до момента, пока клеевой слой не станет полусухим.

Затем каждый лепесток подвергается необходимой деформации (сгибается, собирается в гармошку, скручивается, мнется, получает сложную форму и т.п.

) и оставляется до окончательного высыхания заготовки в естественных условиях. Таким способом можно создавать элементы практически любых форм, необходимых для изготовления цветов.

Если после обработки клеем и его полного высыхания заготовка плохо держит форму или стремится обратно к плоскому состоянию, то необходимо увеличить долю клея в приготовляемом растворе. В таких случаях не стоит переживать по поводу того, что после высыхания заготовки на ее изнаночной стороне останутся белесые пятна: смесь клея ПВА с водой хорошо впитывается в бахтарму, на которой после высыхания клеевого состава остается прозрачная и практически незаметная пленка, а лицевая сторона сохраняется в чистом и неизменном виде.

Техника нанесения линий на натуральную кожу

Прожилки на листья и лепестки удобнее всего наносить при помощи одинарного флористического ножа, либо любого другого подходящего для натуральной кожи резака, позволяющего прорезать на ее поверхности прямые и изогнутые линии.

Процесс работы в общем случае будет состоять из следующих операций:

  • кожаная заготовка помещается на твердую устойчивую поверхность (раскроечный мат, монтажный стол, верстак);
  • под заготовку подкладывается плоская полутвердая резиновая (каучуковая, полиуретановая)прокладка для предотвращения скольжения кожи и защиты рабочей поверхности;
  • лезвие ножа нагревается до необходимой для конкретной кожи температуры (температуру лезвия можно оперативно измерять и контролировать при помощи бесконтактного пирометра);
  • надавливающими движениями различной силы наносится необходимый узор в нужном направлении.

Определять оптимальную для различных видов кожи температуру нагрева ножа можно научиться лишь опытным путем, пробуя различную степень нагрева лезвия на небольших кусочках и обрезках кожи.

Прочие техники работы с натуральной кожей

Мы привели краткое описание лишь двух базовых техник работы с натуральной кожей, навыками которых необходимо овладеть для создания кожаных цветов. Однако техник художественной обработки натуральной кожи существует достаточно много, и по каждой из них в интернете можно найти подробные описания и видеоуроки от опытных мастеров.

О некоторых из таких техник и используемых для рукоделия материалах вы можете прочитать подробнее в статьях на нашем сайте:

Как разгладить измятую натуральную кожу

Если вы решили начать свои творческие эксперименты по созданию цветочных сюжетов с кожи, взятой с бывших в употреблении вещей, то вы нередко будете сталкиваться с тем, что материал изрядно измят. Такая ситуация может сложиться и со вполне новой кожей, если она неправильно хранилась или транспортировалась.

К счастью, в большинстве случаев измятую натуральную кожу и замшу можно разгладить и попытаться вернуть к нормальному состоянию при условии, что на ней не появились заметные трещины и заломы. Для этого необходимо:

  • найти твердую нелакированную поверхность, в идеале – гладильную доску;
  • положить на нее чистую бумагу в 1-2 слоя на случай, если кожа в процессе нагревания выделит краситель, жир, средство ухода или какие-либо другие загрязнения;
  • разогреть утюг до температуры, соответствующей температуре глажке синтетики;
  • на накрытую твердую поверхность положить кожу, расправить ее и накрыть сверху еще 1-2 слоями чистой бумаги;
  • проутюжить равномерными движениями, не задерживая утюг в статичной позиции. Если кожа не разглаживается, то немного прибавить температуру нагрева и повторить процедуру.

При термическом способе разглаживания натуральной кожи необходимо соблюдать следующие правила и рекомендации:

  • кожу нельзя утюжить через ткань: если это синтетика, то она расплавится при увеличении температуры нагрева, а в случае с хоть сколько-нибудь ворсистой тканью ее ворсинки в процессе нагрева прилипнут к поверхности кожи и испортят ее;
  • нельзя утюжить кожу напрямую вне зависимости от вида ее выделки: всегда необходимо использовать в качестве прослойки только чистую бумагу с минимальной ворсистостью;
  • Не увлажнять кожу посредством распыления воды или любым иным способом;
  • кожа после разглаживания перед началом работы с ней должна полностью остыть естественным образом до комнатной температуры;
  • в случае с кожей, обладающей гладкой, лакированной, покрытой полимерным слоем, эстетически ценной или художественно оформленной лицевой поверхностью, допускается ее разглаживание только с бахтармяной (изнаночной) стороны;
  • любая натуральная кожа не терпит длительного воздействия высоких температур, поэтому ее ни в коем случае нельзя перегревать во избежание утраты эстетических характеристик и появления необратимых деформаций.

В этой части статьи необходимо упомянуть о разновидностях галантерейной коже с восковым покрытием лицевой стороны, которые наоборот, предполагают термическую обработку путем разглаживания для усиления или ослабления художественного эффекта потертости, растяжения или старения.

Идеи применения цветов из натуральной кожи

При изготовлении цветов из натуральной кожи в голову мастера может прийти множество как очевидных, так и совершенно нетривиальных идей их применения:

  • для декорирования мелких носимых аксессуаров и украшений;
  • для декорирования кошельков, сумок, клатчей, саквояжей и чемоданов;
  • для декорирования горшков, ваз и кашпо для живых цветов;
  • для оформления интерьера при помощи красочных букетов или одиночных цветов;
  • для составления объемных картин, коллажей и панно из натуральной кожи;
  • для создания эксклюзивных подарков близким людям;
  • для всего остального, на что способна ваша фантазия.

Напоследок скажем о том, что когда вы овладеете навыками работы с натуральной кожей и основными приемами ее художественного оформления, то свободное время будете проводить с огромным удовольствием за сотворением необычных, красивых и по-настоящему прекрасных вещей!

Желаем вам творческих успехов, развития мастерства и новых художественных свершений!

 

30 июня 2022г.