Тонкости пошива изделий из натуральной кожи

Натуральная кожа – это уникальный материал, который пользовался неизменно высоким спросом на протяжении всей истории человечества с древнейших времен по наши дни. Далекие предки современных людей с незапамятных времен, когда еще не владели письменностью, но уже освоили искусство примитивного наскального рисунка, вполне умели добывать и использовать в своем нехитром быту шкуры различных животных, убитых с целью пропитания или самообороны. Впоследствии поколения их более умелых, опытных и сообразительных потомков открыли для себя и всей человеческой цивилизации искусство пусть и примитивной, но все же настоящей выделки сырой, а затем и сыромятной натуральной кожи. Таким образом вполне закономерным эволюционным результатом постоянной работы с кожей и явился метод ее выделки путем дубления различными способами.

Вполне очевидно, что в прежние времена процессы заготовки, выделки, дубления и обработки натуральной кожи, как впрочем и приемы пошива из нее разнообразных изделий, были далеки от совершенства. Но люди поколение за поколением накапливали опыт, изобретали новые инструменты, совершенствовали методы обработки кожи и постоянно оттачивали собственное мастерство. Именно поэтому многое из того, что мы знаем о натуральной коже и способах ее обработки сегодня – это совокупность опыта, накопленного за всю историю человечества с древнейших времен.

В наши дни изделия из натуральной кожи по-прежнему пользуются высочайшим спросом, а самые дорогие и эксклюзивные вещи делаются подчас именно из нее. В свете этого создание различных изделий из кожи сегодня является вполне элитным ремеслом, искусство овладения которым требует не только наличия таланта, усердия и мастерства, но и приобретения определенных знаний с целым рядом своих тонкостей и секретов. Именно поэтому пошив изделий из натуральной кожи дается далеко не каждому портному, специализирующемуся на работе с тканью: методы подготовки, раскроя, пошива и подгонки натуральной кожи, как и инструменты, используемые для работы с ней, значительно отличаются от классических портняжных. Кроме того, перед изготовлением любой вещи из натуральной кожи в первую очередь необходимо определиться с происхождением и видом сырья, участком шкуры, толщиной, цветом, покрытием и прочими специфическими параметрами кожи, наиболее подходящими в каждом конкретном случае.

Применение натуральной кожи для пошива

Одной из ключевых характеристик любой натуральной кожи, определяющих ее дальнейшее применение, является метод ее выделки и дубления. Кроме того, при пошиве изделий кожу с различных участков шкуры животного, отличающуюся по толщине, мягкости, прочности, эластичности, фактуре и износостойкости, используют для разных целей выбирая именно ту, которая более других соответствует специфике готовой вещи.

Так из толстого чепрака вы не сможете сшить изящных перчаток, зато сможете изготовить первоклассный ремень, а из тонкой и очень нежной телячьей кожи никогда не выйдет суровая байкерская косуха. По этой причине вся готовая натуральная кожа изначально делится по своему производственному назначению, что не отменяет использование некоторых ее разновидностей для пошива вещей из смежных категорий.

По своему назначению сегодня принято выделять следующие виды кожи:

  • шорно-седельную и ременную – самую плотную, толстую, тяжелую и износостойкую кожу со спинной части шкуры, предназначенную для пошива ремней, сумок, кофров, портфелей, чемоданов, ошейников для животных и прочих подобных аксессуаров;
  • обувную – мягкую, эластичную и достаточно износостойкую кожу для верха обуви, более тонкую и стойкую к истиранию кожу для подкладок и стелек, а также более толстую и прочную кожу с гидрофобными свойствами для подошв;
  • одежную – тонкую, эластичную, прочную, стойкую к изгибанию и истиранию кожу с хорошей воздухопроницаемостью, отличающуюся большим разнообразием фактур, цветов и вариантов отделки для пошива различной одежды и головных уборов;
  • галантерейную – прочную износостойкую кожу самых разных способов финишной отделки, толщины и цветовой гаммы, лучше прочих видов подходящую для пошива дамских сумок, разнообразных галантерейных изделий и мелких аксессуаров;
  • кожу растительного дубления – совершенно особенную натуральную кожу для художественного творчества и рукоделия, предназначенную для изготовления эксклюзивной одежды, штучной галантереи и элитных аксессуаров;
  • мебельную – среднюю по толщине и самую стойкую к истиранию кожу большой площади, часто с заводским покрытием лицевой стороны, предназначенную для производства и перетяжки мебели;
  • автомобильную – кожу для перетяжки салонов автомобилей, по своим качествам максимально похожую на мебельную, часто перфорированную или выделанную с применением дополнительных технологий;
  • экзотическую – кожу экзотических животных (пресмыкающихся, рептилий, птиц и морских обитателей), обычно использующуюся для пошива самых дорогих, эксклюзивных и статусных изделий;
  • натуральную кожу с имитацией – галантерейную, одежную и обувную кожу КРС, лицевая сторона которой подверглась тиснению или лазерной гравировке с целью имитации рисунка и фактуры кожи экзотических животных.

Кожа каких животных используется для пошива изделий

Определяющее значение при выборе натуральной кожи для пошива изделий имеет тип и происхождение исходного сырья, которое подразделяется на:

  • кожу КРС, имеющую большую полезную площадь, обладающую высокой прочностью, эластичностью, износоустойчивостью и универсальностью, что позволяет использовать ее для пошива самого широкого спектра изделий;
  • овечью кожу – очень нежный, тонкий и мягкий на ощупь материал, характеризующийся небольшой площадью шкур и чаще всего предназначающийся для производства перчаток, сумок, мелких аксессуаров и украшений, и гораздо реже для пошива достаточно дорогой верхней одежды и головных уборов;
  • козью кожу – тонкий, мягкий и деликатный материал с красивой мереей лицевой стороны. Она плотнее овечьей, имеет более равномерную структуру и более низкие показатели влагопроницаемости (хуже пропускает воду), что особенно востребовано при изготовлении обуви и верхней одежды;
  • оленью кожу – уникальный по многим показателям материал, из которого методом жирового дубления вырабатывают дорогую натуральную замшу;
  • конскую кожу – прочный материал, обладающий высокими технологическими и потребительскими качествами, который идет в основном на пошив одежды и обуви;
  • свиную кожу, значительно уступающую по качеству и ключевым показателям всем вышеперечисленным, однако при этом и значительно более дешевую. Из нее чаще всего производят подкладки, а также кожаную одежду и обувь низшего ценового диапазона;
  • кожу экзотических животных, подходящую для пошива различных изделий: крокодилов, варанов, змей, китов, скатов, угрей, страусов, кенгуру и некоторых других животных.

Инструменты для пошива изделий из кожи

При пошиве изделий из натуральной кожи применяются специальные инструменты и методики, отличные от таковых при работе с тканью.

К профессиональным инструментам кожевенника относятся:

  • трехгранные шорные иглы, облегчающие проколы для сшивания кожи;
  • скорняжные иглы с широким ушком и тупым концом, предназначенные для ведения нитки по заранее проделанным отверстиям;
  • строчные пробойники с различным шагом, диаметром и сечением зубьев;
  • крестовое шило для проделывания отверстий в коже;
  • круглое конусообразное шило с тупым концом для расширения отверстий;
  • специальный молоток с минимальной отдачей, например, нейлоновый или резиновый;
  • костяная или деревянная гладилка для разглаживания оплёток и швов;
  • разметочный ролик (накатка, колесная басма) для разметки будущих швов;
  • разметочный циркуль для наметки расстояний от краев швов или оплёток;
  • сапожный, шорный или канцелярский нож для разрезания кожи по прямой;
  • кривой ноле – нож с искривленной формой лезвия для выкраивания фигурных линий;
  • специальный нож или рубанок для шерфования кожи;
  • портняжные ножницы с прямыми лезвиями;
  • ножницы с фигурной режущей частью для вырезания декоративной кромки деталей;
  • набор металлических линеек и угольников;
  • раскроечный мат;
  • канавкорез (торцбил) для вырезания канавок под будущие швы;
  • кромкорез (edge beveler) для обработки срезанных торцов кожи;
  • краска для уреза кожи;
  • шелковые, вискозные или синтетические нитки повышенной прочности с несильным кручением, часто вощеные;
  • резиновый клей для временного сцепления деталей изделия;
  • прочный эластичный клей для финальной фиксации деталей из натуральной кожи и различной фурнитуры.

Подчеркнем, что набор инструментов для работы с натуральной кожей на этом далеко не исчерпывается, однако приведенный перечень во многих случаях является необходимым и вполне достаточным.

Особенности пошива изделий из кожи

При пошиве изделий из натуральной кожи необходимо не только уметь правильно подбирать подходящее для конкретных целей сырье, выбирать качественные инструменты, но и учитывать, что портняжная работа с натуральной кожей существенно отличается от таковой с тканью. Технологии, техники и приемы работы с кожей имеют ряд специфических особенностей, поэтому Пошив кожаных изделий сопряжен со следующими специфическими аспектами:

  • натуральную кожу нельзя наживлять, фиксировать и скалывать при помощи булавок или иголок;
  • практически вся натуральная кожа сильнее растягивается в поперечном направлении, нежели в продольном, поэтому любые идентичные и симметричные детали следует выкраивать в одном направлении;
  • замша, спилок и любая другая натуральная кожа с ворсом раскраивается с учетом его направление вниз;
  • тонкая, эластичная и податливая кожа хорошо сшивается на качественной швейной машинке;
  • толстая, плотная и грубая кожа требует применения иных методик пошива, специальных приемов и профессиональных кожевенных инструментов;
  • тонкую кожу, швы и припуски на ней допускается разглаживать негорячим утюгом с изнанки без воздействия пара через сухую ткань;
  • швы и припуски на толстой коже следует разглаживать путем аккуратного простукивания молотком с круглым бойком на ровной поверхности;
  • отверстия под фурнитуру в изделиях необходимо укреплять дополнительным кусочком кожи или плотной ткани;
  • пуговицы к лицевой стороне изделий лучше всего пришивать через меньшие пуговицы, подложенные к изнаночной;
  • места стыка соединяемых деталей не только сшивают, но еще и проклеивают;
  • каждый шов, будучи сделанным, должен являться финальным, поскольку в случае с натуральной кожей никакой шов невозможно распороть бесследно;
  • швы на изделиях из натуральной кожи должны оканчиваться несколькими надежными узелками из концов нити, которые необходимо спрятать под шов с изнаночной стороны;
  • места на изделии, которые в процессе эксплуатации могут вытягиваться и деформироваться, укрепляют с изнаночной стороны дублерином или флизелином.

Конечно же, на этом список специфических методик и приемов, используемых при изготовлении вещей из натуральной кожи, далеко не оканчивается: мы привели лишь базис, минимально необходимый любому начинающему кожевеннику. Кроме того, при пошиве галантерейных, одежных или обувных изделий существует великое множество своих тонкостей и секретов, которые мы постараемся подробнее раскрыть в наших будущих статьях.